И.В. Сталин в докладе о проекте Конституции Союза ССР на Чрезвычайном 8-м Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. дал научный анализ социально-экономических условий, которые вызвали необходимость принятия новой Конституции, выделил особенности нового проекта Конституции СССР.
5 декабря 1936 года Съезд утвердил новую Советскую Конституцию и постановил: день 5 декабря считать всенародным праздником.
Характерной чертой Конституции СССР 1936 года – Сталинской Конституции – является её последовательный и до конца выдержанный демократизм.
Если буржуазные конституции лишь формально декларируют права граждан, то Конституция СССР не ограничивалась фиксированием формальных прав граждан, а гарантировала эти права и средства осуществления этих прав.
Конституция СССР законодательно закрепила советский общественный и государственный строй, принципы организации и деятельности различных органов Советского государства, а также советскую избирательную систему. Она также закрепила политическую и экономическую основу СССР – социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства.
В Конституции СССР сказано: СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик, что законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик и что в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон.
Конституция СССР провозгласила и гарантировала величайшие демократические права и свободы для граждан СССР: право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола и от национально-расовой принадлежности; свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, свободу объединения в общественные организации и общества трудящихся; свободу совести.
Провозглашая равные права для всех граждан, Конституция СССР возложила на них равные обязанности: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя.
Сталинская Конституция была выражением того всемирно-исторического факта, что СССР вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунистическому обществу.
В 1937 г. Конституция СССР стала учебным предметом в общеобразовательной школе. Преподавание Конституции СССР имело огромное значение в формировании у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, в воспитании их в духе советского патриотизма, беззаветной преданности Родине. Это предопределило в определённой мере нашу победу в Великой Отечественной войне против немецкого фашизма.
Полководческий гений И.В. Сталина и в строительстве социализма, и в победе советского народа в Великой Отечественной войне – как и всё другое, связанное с советским периодом нашей истории, ныне продолжает подвергаться фальсификации, извращению смысла документов советской эпохи, уничижению героической эпопеи строительства советским народом нового, невиданного в истории справедливого общества.
Конституция СССР 1936 г. не избежала этой участи со стороны российских либералов и не только их. Довольно странно, что к извращенному толкованию этого судьбоносного документа советской эпохи оказались причастны некоторые «лидеры» левого движения, а именно профессора М.В. Попов («Рабочая академия») и А.С. Казеннов (ЛГУ), лидер РКРП В.А. Тюлькин.
Предметом их неприятия и «критики» является замена системы избирательных округов по производственному принципу (Конституция СССР 1924 г. ) на территориальный принцип (Конституция 1936 г.). Несмотря на то, что этот вопрос всесторонне разъяснён в работах И.В. Сталина, и вышеупомянутые политологи могли бы разобраться в данном вопросе, они упорно продолжают обвинять И.В. Сталина в измене основополагающему марксистско-ленинскому положению о диктатуре пролетариата, в повороте, якобы, Сталина назад, к буржуазному парламентаризму, к ослаблению действительного демократизма и, в какой-то мере даже к отходу от социализма.
Упомянутые выше товарищи не хотят понять простой вещи, что к 1936 г. произошло коренное изменение классового состава общества (враждебных пролетариату классов уже не стало и отпала необходимость лишения избирательных прав кого-либо в силу отсутствия самого предмета – наличия «лишенцев» (кулаки, спекулянты, буржуазная враждебная советской власти интеллигенция и т.п.). Рабочему классу больше не требовались особые преимущества, которые он имел раньше в избирательной системе страны (по производственному принципу), и которые позволяли ему доминировать в обществе в целях подавления эксплуататорских классов. Советская избирательная система в 1936 году вполне могла позволить себе действительно всеобщее и равное избирательное право, при котором все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Это равное избирательное право не ослабляло, а напротив, значительно усиливало диктатуру пролетариата, поскольку в управление советским государством теперь втягивалось значительно большее число трудящихся и давление на сохранившиеся еще в обществе буржуазные элементы стало сильнее и мощнее.
Вышеупомянутые левые «политологи» либо лукавят, либо занимаются умышленной фальсификацией.
ЦК ВКПБ