1-я часть: здесь (ссылка)
Миф о членстве Шаумяна в партии «Дашнакцуцюн»
Следующий тезис, который Ягуб Махмудов выдвигает, касательно данной тематики, это сомнительный факт членства Степана Шаумяна в партии «Дашнакцуцюн». Чтобы не пришлось в дальнейшем разбирать все аргументы в пользу данной версии, предлагаю сразу указать аргументы Азербайджанских источников, говорящих в пользу связи Шаумяна с Дашнаками, не ограничиваясь только аргументами Махмудова. Это:
– Помощь Шаумяна в трудоустройстве некоторых дашнаков;
– Радиограмма, где Шаумян весьма положительно отзывается об Андранике Озаняне.
– Отрывок из мемуаров Микояна, где Шаумян восхваляет Андраника Озаняна.
В пользу первого аргумента они приписывают какие-то архивные документы. Подчёркиваю – какие-то. То есть не указано даже название документа, не говоря уже о возможности проверить подлинность. Также автор даже не удосужился дать ответа на вопрос: «Если действительно оказывал, то, при каких обстоятельствах?». А ведь, для понимания событий тех лет, контекст крайне важен.
Поэтому, обращаюсь к Вам открыто, Ягуб Микаил оглы: если читаете данную статью, перестаньте мучать нас своими «сенсационными загадками» и уж придумайте что-то поубедительнее.
Автором следующего тезиса является некий Нурани. Согласно этому тезису, в мемуарах Микояна есть текст, где Шаумян называет народным вождём Андраника, а раз Андраник дашнак, то это свидетельствует о связях Шаумяна с дашнаками.
Начнём с мемуаров. Когда речь идёт о мемуарах Анастаса Микояна, я понимаю под этим его труд «Так было». Я разочарую, но единственное место об Андранике Озаняне это:
«Записавшись добровольцем, я с группой учащихся семинарии в один из ноябрьских дней 1914 г. сел в воинский эшелон на станции Навтлуг и благополучно добрался до пограничного города Джульфа. Там в течение одной недели прошли небольшую подготовку, после чего нас отправили на фронт для пополнения дружины Андраника, которая находилась на территории Персии около границы с Турцией. Среди армян имя Андраника было окружено ореолом славы. Как потом мы убедились, он и среди бойцов пользовался непререкаемым авторитетом»[14].
И всё. Ни слова о Шаумяне в данном контексте. Здесь речь идёт сугубо о том, что Анастас Иванович был отправлен на фронт для пополнения дружин Андраника. Но я, читая Нурани, пошёл дальше и захотел узнать, как на самом деле строились отношения Шаумяна и Озаняна. Эти поиски меня привели к следующему тексту:
___________________
«Радиограмма С. Г. Шаумяна Андранику. – Газ. “Бакинский рабочий”, 20 июля 1918 г., N 141.
Джульфа
Народному вождю Андранику
Вашу телеграмму получил. Полный текст сообщил в Москву Центральному Правительству. Со своей стороны приветствую в вашем лице истинного народного героя. Если бы господа Качазнуни и другие были похожи на вас, армянское крестьянство не переживало бы сейчас такой трагедии. Передайте привет всем храбрым воинам, сражающимся под вашим знаменем и всему трудящемуся населению, вдвойне страдающему и от турецкого штыка и от предательства национальных вождей. Несмотря ни на какие трудности, призываю вас не склонять революционного знамени. Бакинский пролетариат при усиленной поддержке Российской власти ведет героическую войну в направлении Кюрдамира и Ахсу против турецко-бекских банд. Когда мы победим турок, ханов и беков, грузинских князей и армянскую буржуазию, тогда объединенные крестьяне и рабочие всего Закавказья на общем съезде установят Советскую власть и вновь свяжутся с великой Российской Республикой. Был бы рад возможности оказать вам необходимую поддержку. Может быть, вы изыщете пути для связи. Чрезвычайный Комиссар Кавказа и председатель Бакинского Совета Народных Комиссаров С. Шаумян»[15].
___________________
Данный текст не может никоим образом доказывать членства Шаумяна в партии «Дашнакцуцюн», т.к. текст датируется 20 июля 1918 г. Если Вы не поняли хронологическую ошибку Нурани, поясню, что в 1907 году, на IV съезде партии «Дашнакцуцюн», Андраник Торосович объявил о выходе из партии. Хотя в 1914 он и возобновил связи с партией, но в 1917 году он окончательно разорвал связи с данной партией, а данной радиограмме предстояло ещё через год быть отправленной[15].
Также радиограмма пропитана, если внимательно почитать, интернациональным духом, вопреки образу армянского жестокого националиста, коим пытаются выставить Шаумяна. Вчитайтесь, ведь он, наряду с турками, ханами и беками, грузинских князьями, упоминает армянскую буржуазию в явно враждебном контексте. А ведь он ведёт переписку не с Москвой, что доказывает его явную убеждённость в этой интернациональной позиции.
Также в противовес мифу о членстве Шаумяна в «Дашнакцуцюн» можно противопоставить слова Станислава Тарасова, который не воздержался от кавычек, называя версию Азербайджанских историков о бегстве Шаумяна в Индию «исторической сенсацией», что явно характеризует его отношение к данному вопросу. А цитата умещается в следующие два абзаца…
___________________
Мы же сразу начнем с поиска ответа на вопрос: являлся ли Степан Шаумян членом партии "Дашнакцутюн"? Тем более что в сохранившихся архивах царской охранки содержится огромный, малоизученный специалистами материал. Речь в первую очередь идет об агентурных донесениях, на основе которых аналитики охранки составляли многочисленные досье на членов и руководителей политических партий в Баку. Известно, что после того, как 12 июня 1903 года царское правительство издало Закон о конфискации имущества армянской церкви, которая, как тогда утверждалось, является "главным финансовым источником и идейным вдохновителем пробуждения сепаратизма среди русских армян", под особое наблюдение были взяты все комитеты партии "Дашнакцутюн" в России. Агентурные донесения свидетельствуют, что в начале прошлого века на Кавказе в каждом армянском селе существовали ячейки дашнаков. Охранка отмечала и рост огромных сумм, которые поступали дашнакам от армянских капиталистов и предпринимателей почти со всех концов империи и даже из-за границы. Дело дошло даже до того, что из-под контроля властей на Кавказе были выведены целые области. Суды и общественные советы дашнаков, как отмечалось в сводке Тифлисского управления охранки, "реально подменяли официальную власть". Более того, охранка предупреждала о подготовке дашнаками выступлений в масштабах всего края. Кстати, позже это и явилось одной из главных предпосылок трагических армяно-азербайджанских столкновений в период 1905-1907 годов.
Так вот в сохранившихся списках за 1908 год Бакинского отделения партии "Дашнакцутюн" фамилии Шаумян не значится. В то же время в тех же документах, помеченных датой 12 ноября 1908 года, где содержится отчет начальника губернского Бакинского жандармского управления директору департамента полиции (по 6-му делопроизводству) можно прочитать следующее: "По агентурным данным, одним из главных руководителей местной социал-демократии, секретарем Бакинского комитета РСДРП является известный в Управлении Степан Георгиевич Шаумян. В организации он известен под кличкой "Степан". По последним сведениям агентуры, Шаумян считается одним из самых развитых и опытных партийных работников Кавказа, с которым связываются все районы и партийные лица, живущие за границей. Он является убежденным большевиком и сторонником известного Ленина, с которым ведет переписку"[8].
___________________
Некоторые могут возразить, мол, Степан Шаумян вступал в альянс с дашнаками. Отвечу уверенно, что вступал, однако данный альянс был продиктован отнюдь не его верностью идеалам партии «Дашнакцуцюн», а вынужденными мерами.
Дело в том, что Лев Троцкий ультимативно потребовал от Шаумяна вывода русских частей Кавказского фронта в Астрахань для борьбы с белочехами. Что делать товарищу Шаумяну, когда надо было оборонять от турков Баку? Для этого Шаумян и вступил в вынужденный с дашнаками альянс.
Миф об участии армянских большевиков в геноциде азербайджанцев
Для непредвзятого анализа событий тех лет необходимо небольшое лирическое отступление…
Удивляться этому мифу не приходится, всё логично. Предлагаю просто на какое-то время забыть о каких-то межнациональных конфликтах, взаимных обвинениях в наше время и посмотреть максимально непредвзято на прошлое через призму современного анализа. Какие силы там только не боролись за власть на Закавказье: большевики, дашнаки, диктатура Центрокаспия, включающая меньшевиков и эсеров, в союзе с англичанами, мусаватисты в союзе турками. Да ещё и Бакинская нефть подливает масло в огонь. Кто бы ни хотел отказаться от такого «лакомого кусочка»?
А теперь давайте подумаем, выгодна ли героизация большевиков современным властям хотя бы той же Армении и Азербайджана? Учитывая то, что экономика в обеих республиках упала по сравнению с Советским периодом, наивно было бы думать, что они будут хвалить тех, кто боролся за Советскую власть, ведь в таком случае, осознанно или неосознанно они будут дискредитировать себя. Также всегда выгодно обвинить враждебную ныне республику, параллельно героизируя ту политическую силу, которая наиболее похожа на их режим.
Не верите? Сравните хотя бы окончательный флаг Азербайджанской демократической республики, в которой председателем национального совета был гражданин Расулзаде, с флагом современной Азербайджанской Республики. И то же самое проделайте, сравнивая флаги Первой Республики Армения и современной Республики Армения. Отличий во флагах мною замечено не было. Может быть, Вам повезло больше? Что касается гербов, герб Азербайджанской демократической республики так принят и не был, у герба же Армении при дашнаках с современным гербом Армении минимальные различия.
Это не лирическое отступление – это ключ к непредвзятому пониманию событий тех лет. Поэтому здесь всё предельно прозрачно: современный Азербайджан героизирует членов партии «Мусават», обвиняет в геноциде партию «Дашнакцутюн», а из большевиков делает «козлов отпущения».
В Армении же ситуация зеркально похожа, но с другой стороны баррикад: они героизируют членов «Дашнакцутюн», обвиняют членов партии «Мусават» в другой резне, и также из большевиков делают «козлов отпущения».
Чтобы убедиться в Вышесказанном, достаточно хоть немного быть знакомым с тем, что говорят СМИ с обеих сторон. Это и доказывает тот факт, что пропаганда, в данном случае, зеркально похожа. Поэтому и удивляться подобной пропаганде не стоит.
Если Вы, на протяжении статьи, до сих пор сохранили предлагаемый мной непредвзятый настрой, предлагаю вернуться к вопросу участия армян-большевиков в геноциде азербайджанского народа.
Какие аргументы дали право господину Махмудову считать товарища Шаумяна одним из главных организаторов геноцида Азербайджанцев? Ответ на этот вопрос можно найти в его статье. Статья большая, я опубликую здесь лишь две наиболее значимые выдержки, которые до сих пор не были нами рассмотрены. Цитирую:
___________________
«Наряду с Баку, геноцид был учинен, согласно прямым указаниям Шаумяна, и в других регионах Азербайджана. В частности, Степан Лалаян (Лалаев) и Татевос Амирян (Амиров) по прямому указанию Шаумяна осуществили массовое истребление азербайджанцев в Шамахе. Дашнакский палач Амазасп, учинивший геноцид населения Губы, также действовал в соответствии с указаниями Шаумяна».
___________________
Однако Ягуб Махмудов так и не указал никаких доказательств, что Степан Шаумян отдавал подобные приказы. Поэтому, не имея возможности проверить его слова и сопоставив эти слова с другой его пропагандисткой ложью, с которой мы познакомились в рамках данной статьи, выводы делайте сами можно ли верить ему.
А теперь предлагаю познакомиться с ещё одними его словами, в которых он пытается обвинить армян-большевиков в геноциде, используя слова самого Шаумяна. Цитирую:
___________________
Сам Шаумян открыто признавался в осуществлении геноцида азербайджанцев в марте-апреле 1918 года. После трагических мартовских событий 1918 года он сообщал в своем донесении правительству Советской России: «Если бы они (т.е. азербайджанские политические силы – Я.М.) взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана… Мы воспользовались поводом… и открыли наступление по всему фронту... у нас были уже вооруженные силы - около 6 тысяч человек. У «Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это…» [16].
___________________
Сама отсылка Ягуба Махмудова на слова Шаумяна, даёт нам право ознакомиться с непосредственными словами Степана Шаумяна. Ознакомиться без купюр…
___________________
Советская власть в Баку всё время висела в воздухе благодаря сопротивлению мусульманских националистических партий. Эти партии во главе с феодальной (бекской и ханской) интеллигенцией, укрепившись в Елизаветполе и Тифлисе, благодаря подлой и трусливой политике меньшевиков, стали в последнее время очень агрессивны и в Баку. Из листков, изданных нами и при сем прилагаемых, вы увидите, что они начали наступление на нас. Решалась судьба Закавказья. Если бы они взяли верх в Баку, город бы объявлен столицей Азербайджана, все немусульманские элементы были бы обезоружены и вырезаны.
Мусульманские контрреволюционные элементы оказались бы хозяевами положения во всём Закавказье. Если иметь в виду их политические цели – отделение Закавказья от России и подчинение турецкому протекторату, – ясно, что их победа в Баку привела бы к потере Закавказья для России. Меньшевики в Закавказском сейме пошли уже на уступку «Мусавату» и согласились на объявление независимости Закавказья. Это не удовлетворило Турцию, она идёт сейчас войной против Закавказья. А это наступление Турции должно быть связано с наступлением мусульман внутри Закавказья, захватом власти в Баку и т.д.
Мы должны были дать отпор, и мы воспользовались поводом, первой попыткой вооруженного нападения на наш конный отряд, и открыли наступление по всему фронту. Благодаря стараниям и местного Совета и перебравшегося сюда Военно-революционного комитета Кавказской армии (из Тифлиса и Саракамыша), а нас были уже вооруженные силы – около 6 тысяч человек.
У «Дашнакцуцюн» имелось около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это. Мусульманская беднота сильно пострадала, но она сейчас сплачивается вокруг большевиков и вокруг Совета. В промысловых районах никаких столкновений не было. Красная Гвардия, состоявшая из рабочих армян, мусульман и русских, охраняла промыслы от нападений окружных мусульманских сёл.
После этого первого городского сражения на помощь к бакинским мусульманам явились дагестанские войска из Петровска и Шуры. 7 и 8 апреля мы двинули против них свои войска, и после боёв, происходивших верстах в 15-ти за городом (около Хурдалан), противник был разбит и отброшен [17].
___________________
Итак, налицо, явное вырывание фраз Шаумяна из общего контекста. Господину Махмудову, разумеется, выгоднее упомянуть столицу Азербайджана, оборвав мысль Шаумяна, сыграв на патриотических чувствах, чем дать разобраться в сути вопроса своим читателям, чтобы те поняли, что имелась ввиду угроза обезоруживания и резни всех немусульманских элементов.
Внимательно изучая историю, нетрудно понять, перед каким непростым выбором стоял Шаумян. С одной стороны мусульмане хотели крови, с другой стороны дашнаки, с которыми, как мы раньше упоминали, он вынужденно вступил в союз, также милосердием не отличались. Поэтому потом он и говорит, что «мы шли сознательно шли на это», имея ввиду этот непростой шаг: заручиться их помощью. Однако подумайте, если бы целью Шаумяна была резня мусульман, стал бы он говорить о том, что «избежать этого [национальной резни] не было возможности». Разве тут не видно, что он до последнего искал эту возможность избежать кровопролития невинных людей?
Если Вы считаете, что он популистскими фразами прикрывается, скрывая свою поддержку дашнакам, тогда ответьте на два ключевых вопроса:
1. Почему мусульманская беднота, которая сильно пострадала, после всего сплачивалась вокруг большевиков и вокруг Совета? Неужели они настолько себя, по-Вашему, не любили, что продолжали сплачиваться вокруг тех, кто поощряет их резню?
2. Почему Степан Шаумян после победы в этих боях сказал, чтобы больше ничего не обещали дашнакам и не усиливали их?
Да, Вы можете потребовать от меня цитаты, подтверждающей эти слова Шаумяна. Не вправе Вам отказать. Цитирую:
___________________
Партии «Дашнакцуцюн», хотя она и поддерживает нас пока во всём, не обещайте и не давайте пока ничего. Усиливать их больше не следует. Если наши делегаты – Колпинский и Тер-Петросов там, передайте, что все ими привезённое должно быть исключительно для нас [17].
___________________
Приведённая Выше цитата лишний раз доказывает, что Степан Шаумян никак не мог поощрять резню мусульман и, тем более, не мог никаким образом состоять в партии «Дашнакцуцюн», вопреки тому, каким пытаются его выставить буржуазные СМИ Азербайджана. Ну а кто сомневается в достоверности этих слов Шаумяна, предлагаю вспомнить, как его цитировал Ягуб Махмудов, опуская не выгодные для него слова.
Поэтому, подытоживая Вышесказанное, выводы делайте сами, можно ли верить господину Махмудову и его версии о бегстве в Индию.
К сожалению, избранных произведений Шаумяна в открытом доступе нет, поэтому следите за обновлениями группы «Красная Армения». Начиная со дня публикации этой статьи, в честь Дня Рождения Степана Шаумяна по старому стилю, будет неделя, посвящённая ему и мы, в течение этой недели выложим эксклюзивно от нашей группы отсканированную электронную версию обоих томов избранных произведений великого армянского марксиста.
Подвергайте сомнению слова всех публицистов, даже мои слова. Благо, скептиков я тоже не обделил вниманием и подготовил для них в конце список использованной литературы, чтобы они могли ознакомиться со всеми первоисточниками и обличить меня, если я что-то вырываю из контекста.
Ссылки:
1. Указ Президента Азербайджанской Республики «О Геноциде Азербайджанцев» от 26 марта 1998 года
2. Алиев Г.А. Мужественный борец за дело Ленина, за коммунизм. К 100-летию со дня рождения С.Г. Шаумяна. // Доклад на торжественном собрании, посвященном 100-летию со дня рождения С.Г. Шаумяна, Баку, 11 октября 1978 г.
3. Страница в Интернете:
http://search.rsl.ru/ru/record/01007619440
4. Страница в Интернете:
http://www.e-catalog.name/x/x/x?LNG=&Z21ID=&I..
5. Статья в Интернете «Армянские коммунисты просят передать им останки Степана Шаумяна:
http://ru.sputnik.az/life/20090206/42716631.html
6. Статья в Интернете «Внучка Шаумяна о пропаже останков Бакинского комиссара – «Сталин ненавидел деда»:
http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&New..
7. Интервью Ягуба Махмудова 1news.az «Мы согласны провести сравнительный ДНК-анализ Татьяны Шаумян с останками комиссаров, обнаруженными в парке «Сахил»:
http://www.1news.az/interview/20090429022637186.html
8. Статья в Интернете «Мёртвый Степан Шаумян мешает живым в Баку» (Станислав Тарасов):
https://regnum.ru/news/1248281.html
9. Статья в Интернете: «Шаумян состоял в Дашнакской партии и ему было поручено создание Восточно-Армянского Анатолийского государства»
http://www.1news.az/society/20100129123639945.html
10. Статья в Интернете: «У Рашида Бейбутова была видеозапись, сделанная на могиле Шаумяна в Индии»:
http://www.anspress.com/siyaset/29-01-2010/u-rashida-..
11. Интервью Татьяны Шаумян: «Я согласна на проведение ДНК-анализа»:
http://www.1news.az/politics/20090206030320640.html
12. Статья в Интернете «В момент расстрела 26 бакинских комиссаров Степана Шаумяна среди них не было»:
http://azertag.az/ru/xeber/V_MOMENT_RASSTRELA_26_BAKI..
13. Сайт azertag.az, страница «О нас»:
http://azertag.az/ru/site/about
14. Анастас Микоян «Так было». Глава 1 «Становление».
15. Грачик Симонян «из истории «политического оправдания» полководца Андраника», Приложение №3, Приложение №11, Приложение №21:
http://publishing.ysu.am/files/Andranik.pdf
16. Статья в Интернете: «История в фактах: Ягуб Махмудов о геноциде азербайджанского народа в 1918-1920 годах»:
http://www.1news.az/authors/oped/20150420092715355.html
17. Степан Шаумян. Избранные произведения, т. 2, с. 245-248 (Совету народных комиссаров. Баку, 13 апреля 1918 г.)
1-я часть статьи здесь (ссылка)
Тигран Тамазян
создатель проекта "Красная Армения"
(https://vk.com/krasnaarmenia)
|